Татьяна Ширяева: адвокатура была главным делом в нашей жизни
Татьяна Ширяева: адвокатура была главным делом в нашей жизни

Татьяна Ширяева: адвокатура была главным делом в нашей жизни

Татьяна Борисовна Ширяева – одна из женщин-ветеранов Приморской адвокатуры. Наачало ее карьеры застало расцвет советской адвокатуры. Татьяне Борисовне довелось принять самое непосредственное участие в жизни адвокатского сообщества Приморья в годы СССР. Она была близко знакома с мэтрами адвокатского сообщества, в числе которых глава ПККА Иван Иванович Римкунас, известные адвокаты Иосиф Моисеевич Резниченко, Владимир Владимирович Любарский и другие. Часть из них были ее наставниками, другие –непосредственными коллегами. В своем рассказе она раскрывает историю своего профессионального пути, делится воспоминаниями об ушедшей эпохе и рассуждает о современной адвокатуре


В 1966 году я поступила на историко-правовой факультет ДВГУ, на этот факультет в то время принимали абитуриентов, имеющих стаж работы не менее 2-х лет или отслуживших в армии. Люди учились взрослые, было много семейных, поэтому студенческих походов и вечеринок практически не было, но мы были молоды и веселы, поэтому все равно было хорошо, шутили, дурачились. Однажды Вася Щеглов, который к тому времени отслужил армию, имел семью, и казался мне взрослым, серьезным человеком, незаметно положил в мою сумку кирпич, а я его носила из аудитории в аудиторию целый день (это была армейская шутка, но она всех рассмешила).

Преподавателями были очень интересные люди, особенно мне запомнился Резниченко Иосиф Моисеевич (позже я узнала, что в то время он уже был успешным адвокатом) преподавал он гражданский процесс- наука казалась бы скучная, но Иосиф Моисеевич работал в абсолютно не в академичной манере: на примерах из жизни и судебной практики он доводил до нас полезность изучаемого предмета и объяснял, в чем она состоит. Особенно живо мы воспринимали тему последствия незарегистрированного брака. Для нас молодых девчонок тема была очень актуальной.

Сейчас мне кажется, что Иосиф Моисеевич в своих лекциях учил нас жизни, предостерегал от ошибок, и делал это так ненавязчиво, живо и талантливо, что мы видели в них совет доброго друга, а не нудное нравоучение. Преподавая гражданский процесс, он донес до нас, мечтающих о борьбе с коварными уголовниками, важность разрешения и гражданских споров, объяснил, как нужна людям эта помощь. В 1971 году я закончила университет. По распределению меня направили в отдел юстиции Приморского Крайисполкома, а оттуда в Приморскую краевую коллегию адвокатов. Именно в то время вышло постановление правительства «Об омоложении адвокатуры».

Адвокатура Приморья в то время была очень малочисленной, в некоторых районах края вообще не было адвокатов, чтобы обеспечить работу суда приезжали адвокаты из соседних районов или мы из города, командировки были довольно частыми, их оплачивали из средств Президиума Приморской краевой коллегии адвокатов.

Работа коллегии строилась по-иному, в то время не было ни интернета, ни компьютеров, но зато не реже одного раза в месяц проводилась городская учеба, где докладчики рассказывали об изменениях в законодательстве за истекший месяц, иногда были докладчики из Краевого суда, Краевой прокуратуры.

В те времена новинки в законе и в судебной практике суды от адвокатов не скрывали, у нас была общая правоприменительная политика. 

Не знаю, возможно ли воплотить подобную практику в жизнь сейчас, думаю, что всемирная интернет-паутина заменила необходимость совместного изучения законодательства. А вот помочь адвокату научиться правильно ориентироваться в вопросах взаимоотношений с судьями, следователями, своими коллегами очень полезно. Во время той городской учебы не только изучалось законодательство, но и вопросы этики во взаимоотношениях между адвокатами, между адвокатами и клиентами.

Я сидела за одним столом с Эммой Антоновной Любарской. Она и ее муж, Владимир Владимирович Любарский, были очень популярными адвокатами, люди им доверяли, хотели, чтобы именно они их защищали, представляли их интересы. Казалось, они знали секрет этого доверия. Может и было какое-то обаяние, проникающее в душу человека, но без их трудолюбия и ответственности перед людьми такой успех невозможен. Они много трудились, а главное, видели в своих клиентах таких же людей, как они сами, разделяли их проблемы, интересы и страсти, были к ним чуткими и внимательными, несмотря на разницу в занимаемом ими  положении в обществе.

К Эмме Антоновне часто приходили люди, которые отказывались от услуг других адвокатов и просили ее взять дело. Я помню ее фразу: это очень хороший адвокат, почему вы от него отказываетесь, звонила своему коллеге, выясняла, что произошло и, если брала дело, всегда говорила: «рассчитайтесь с моим коллегой» – и всегда выясняла этот вопрос. Позже я узнала, что так делали все. Это была адвокатская практика того времени.

Уважение к своим коллегам и их интересам, такое правило взаимоотношений, существовало в то далеко не богатое время, мы не рвали дела друг у друга, но итоге хватало всем. И еще мы не делали замечаний друг другу в присутствии клиентов, все выяснения и споры были без них. А споры были жаркие. Это очень положительный аспект адвокатской традиции, полагаю, его нужно сохранить.

Мы очень любили свое дело, переживали за него, оно в жизни было главным. Однажды, у меня заболел зуб, который нужно было удалять, но я не могла этого сделать, потому что после удаления зуба я два дня практически лежу, так мне плохо, а на следующий день у меня было серьезное трудовое дело, пришлось терпеть. Это, конечно, забавный пример. Были и иные, куда более серьезные. Например, когда моя подруга Ольга Васильевна Коровина узнала, что у нее тяжелое онкологическое заболевание, она не пошла домой, а попросила меня довезти ее до Ленинского суда, чтобы сдать жалобу.

Время шло и вносило в нашу адвокатскую жизнь новые трудности, многие с большим трудом принимали и осваивали пришедшие в жизнь новинки электроники, особенно тяжело давался компьютер, но желание работать, заставило напрячься и преодолеть, и войти в новую жизнь. Многие из нас, будучи уже бабушками, сели за руль. Мне было 52 года, когда я освоила автомобиль.

Дела, в которых мы участвовали стали существенно отличаться от тех, которые были раньше.

Были и смешные случаи. Один из них такой: наши Владивостокские грабители забрали у китайского туриста портмоне, где были не только деньги, но и документы. Сели в машину и уже считали себя вне опасности, но отчаявшийся китаец бросился на машину и оторвал номер, обратился с ним в милицию, грабителей задержали очень быстро.

Еще одно дело оставило глубокий след в моей памяти. Это было время, когда военные получали такие нищенские оклады, что не могли себе позволить заключить договор с адвокатом. Ко мне обратился следователь Дальневосточного военного округа, он приехал из Хабаровска. Наша консультация была первой на его пути. Так мы встретились.

Суть дела состояла в следующем: Обвиняемый-полковник, командир части, готовился к совещанию, необходимы были большие фотографии, которые нужно было распечатать из текста, имеющегося в компьютере, не умея им пользоваться, он обратился к солдатику, который все ему сделал.

Совещание с распечатанными снимками успешно провели, но вскоре правоохранительным органам стало известно об этом, и выяснилось, что, передавая эти фотографии солдату, он передал секретные сведения, что является разглашением государственной тайны и влечет суровую уголовную ответственность.

Никакого вреда он никому не причинил, солдатик даже не понял, что он распечатывал. Секретность была нарушена, состав преступления налицо. Следователь сказал, что, если обвиняемый признает себя виновным, он постарается помочь. Мы внимательно изучили все дело и поняли, что, если мы не согласимся со следователем, то обвинительный приговор неизбежен, а следователь, может быть, поможет. Сомнения были очень серьезные, мы рискнули, поверили следователю. Собрали характеристики, документы о наградах, человек действительно был заслуженный, ни одного темного пятнышка в биографии. Помочь ему было делом чести, но я иного выхода не видела.

Однако справедливость восторжествовала, примерно через месяц следователь вернулся с постановлением о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления в связи с тем, что переданные материалы к моменту их передачи утратили свою секретность. Эти сведения он получил в Москве. Было и второе аналогичное дело у этого же следователя, которое также удачно закончилось. Неразбериха и разруха, царившая в армии в то время, помогли моим подзащитным не только избежать уголовной ответственности, но и остаться в армии.

А меня научила тому, что даже при самом, казалось бы, безнадежном положении надо смотреть на дело со всех сторон и искать выход.

Наш труд, желание помочь людям не оставались без внимания руководства, у меня и моих коллег много адвокатских наград. Вручали их на общих конференциях, заседаниях палаты. Но особенно запомнился мне настоящий торжественный банкет, состоявшийся в апреле 2021 года в кафе «Анна», в этом кафе очень большой и красивый зал, он был полон.

Приехали адвокаты со всего края, все хорошо одеты, женщины с красивым макияжем. Награды нам вручал президент Борис Петрович Минцев. Стол был хорошо накрыт, много вкусных блюд, разных напитков, был хороший концерт, а потом веселые танцы. Мы не подозревали, что многие из нас тогда в последний раз видели Бориса Петровича Минцева. 

Время шло, наши старшие товарищи постепенно покидали адвокатуру, но к тем, кто продолжал трудиться, мы относились особенно тепло, устраивали праздники в юбилейные даты.        

Много лет председателем нашей коллегии был Римкунас Иван Иванович – очень заслуженный человек, участник Великой Отечественной Войны, ранее он долго работал председателем трибунала Владивостокского гарнизона, большой любитель музыки и поэзии, сам писал стихи. Он родился 27 декабря, поэтому в канун нового года мы часто устраивали новогодние праздники и обязательно поздравляли Ивана Ивановича с днем рождения. А если год для него был юбилейный, отмечали Юбилей, готовились серьезно: к популярным, торжественным песням сочиняли новые слова, посвященные Ивану Ивановичу, его трудному и славному жизненному пути, обязательно были и веселые номера. К нам присоединялись представители Тихоокеанского флота, где он прослужил много лет, присылали почетный караул с флагом Тихоокеанского флота.

Настоящим ветераном Приморской адвокатуры была Эмма Антоновна Любарская, сама великолепный организатор и настоящий заводила, она любила устраивать праздники, мы откликались на ее предложения и готовили праздничные выступления, устраивали настоящие капустники. Были и другие праздники.

Вспоминая о них, невозможно не упомянуть нашу команду: Ольгу Васильевну Коровину, золотой голос адвокатуры – Мартынюк Светлану Оскаровну, наших замечательных «лебедей» Тамару Стегний и Володю Дроздова; Олю Бойко, не щадившую свою замечательную квартиру для наших репетиций; Олю Муравич – автора слов многих наших песен, изысканную Иру Паншину. Все мы много работали, были добросовестными мамами, женами, хозяйками, но наша «артистическая» деятельность делала нашу жизнь более интересной, красивой и полезной.

В последнее десятилетие в Приморскую адвокатуру пришла новая традиция – ежегодные спартакиады. Спартакиада – это ежегодный праздник, который постепенно захватил всех, конечно, в основном это молодежь. Со всего края собирались молодые адвокаты, бегали, играли в теннис, в футбол, знакомились, заводили дружеские связи.

Старшее поколение не оставило это мероприятие без внимания, приезжали в качестве болельщиков, некоторые участвовали в соревнованиях, брали с собой детей, внуков. Привозили продукты, угощали друг друга и незаметно появился новый вид соревнований – конкурс борщей.

У истоков спартакиады стоял вице-президент палаты Дроздов Владимир Иванович. Сначала идея этого мероприятия не находила у адвокатов отклика, но Владимир Иванович, который был влюблен в спорт, своей настойчивостью и влюбленностью в свою идею покорил нас. Начиналась каждая спартакиада с построения, подъема флага, по окончании спартакиады на торжественном построении флаг спускали, это было очень торжественно.

Владимир Иванович выбирал самые хорошие спортивные базы в крае, каждая спартакиада заканчивалась банкетом с приглашением художественных коллективов. Особенно яркими были банкеты, которые проходили на базе отдыха «Радуга» в Ливадии, там был даже салют. Организовывали этот банкет адвокаты г. Находки.

Однажды я пригласила на спартакиаду своего мужа, он взял фотоаппарат и сделал отличные фотографии, которые все хотели иметь на память. Сейчас у нас скопилось их очень много.

Время шло, а вернее летело, коварный ковид забрал у нас наших друзей – Дроздова Владимира Ивановича, нашего президента Бориса Петровича Минцева.

Сейчас у нас новый президент Адвокатов палаты Приморского края Илькун Александр Михайлович, сам спортсмен, спортивный судья, а на спартакиаде 2023 года мы узнали, что он поет, аккомпанируя себе на гитаре. Думаю, что это породит еще одну традицию – люди будут петь.

                 Татьяна Ширяева для пресс-службы АППК

Добавить комментарий