2024 год объявлен Годом семьи в Российской Федерации.
Адвокатская палата Приморского края начинает серию интервью с представительницами прекрасной половины адвокатского сообщества Приморья, которые успешны в профессии, а также активно проявляют себя в общественной жизни, имеют интересные хобби.
Первой участницей новой рубрики стала Анжела Норина – адвокат в делах, связанных с авиацией и авиаперевозками. Принимала участие в ряде «громких» процессов по своей специализации.
Кроме того, она – яркая творческая личность и путешественница.
— Анжела Геннадьевна, каким был ваш путь в профессию?
— Я закончила юридический факультет ДВГУ с отличием по специальности «правоведение», специализация – гражданское право. После окончания университета стажировалась в Тихоокеанской транспортной прокуратуре, работала юристом в малом предприятии при ДВГУ. До создания в 1996 году собственной юридической фирмы «Норина и партнеры» работала в первой международной юридической фирме на Дальнем Востоке РФ, где специализировалась в сфере международного частного права. Именно там я узнала правила работы с клиентами, тонкости ведения дел. Также я работала в Дальневосточном Государственном Университете, где преподавала гражданское право.
— Как вы стали адвокатом? Был ли это осознанный выбор?
— Я была принята в члены ПККА в 2002 году. В то время на законодательном уровне произошли изменения, и представлять интересы клиентов в арбитражном суде можно было только будучи адвокатом либо юристом компании по трудовому договору. В то время у меня была обширная арбитражная практика, административные дела, связанные с морскими перевозками и рыболовством, поэтому выбор быть адвокатом был сделан мной осознанно.
— Известно, что ваша текущая работа связана со страхованием в авиации. Как вы пришли в эту необычную область? Каково это – работать в такой редкой сфере?
— Да, помимо специализации в сфере корпоративного, гражданского и морского права, существует и узкая направленность в деятельности — это оказание юридических услуг по вопросам гражданско-правовой ответственности авиакомпаний, аэропортов, выплат страхового возмещения по делам о возмещении вреда здоровью пассажиров на регулярных и международных рейсах, в том числе в результате турбулентности, выкатывания воздушных судов за пределы ВПП.
У меня более чем 25-летний опыт в сфере урегулирования требований родственников погибших в авиакатастрофах пассажиров, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, когда пассажирами были российские граждане.
В 1997 году к нам обратилась одна международная юридическая фирма с просьбой встретиться и урегулировать требования родственников членов экипажа вертолета, принадлежавшего авиакомпании «Владивосток-Авиа» и разбившемся при выполнении миссии ООН.
В 2001 году случилась авиакатастрофа воздушного судна авиакомпании «Владивосток-Авиа» под Бурдаковкой в Иркутской области. Это и был первый опыт правового урегулирования с родственниками погибших пассажиров в соответствии с требованиями российского законодательства. Да, было очень сложно (и морально, и физически), ведь приходилось быть не только юристом, но и психологом, разделяя горечь потери с родственниками пассажиров.
На счету нашей команды адвокатов урегулирование требований более чем в 20-ти авиакатастрофах и авиационных инцидентах, среди них крушение авиалайнера по маршруту Москва — Пермь (2008), крушение самолета в г. Тюмень (2012), авиакатастрофа в г. Казань (2013), крушение авиалайнера над Синайским полуостровом, Египет (2015 г.), возгорание воздушного судна в аэропорту Шереметьево (2019 г.), вынужденная посадка самолета на кукурузное поле в аэропорту Жуковский (2019 г.), крушение на Камчатке (2021). Всего за время работы заключено несколько сотен мировых соглашений.
В настоящее время являюсь спикером и участником ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), ежегодной Конференции по воздушному праву, проводимых Институтом воздушного и космического права «АЭРОХЕЛП», слушателем курсов Института. В прошлом также я была советником Рабочего комитета РААКС.
Участвовала как эксперт-консультант в подготовке изменений, вносимых в Воздушный Кодекс РФ относительно размера ответственности авиаперевозчиков, в статьи Федерального закона № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» относительно исключения двойных выплат».
— Были ли истории, связанные с вашей работой в этой области, которые особенно запомнились?
— Среди запомнившихся случаев – иск родственников погибших пассажиров рейса Авиакомпании «Когалымавиа» против авиакомпании и страховщика, рассмотренном в Замоскворецком районном суде г. Москва и далее в апелляционной и кассационной инстанциях. Я представляла интересы ответчиков. Это был коллективный иск – тогда, в 2017 году, такие иски в России были достаточно редки, а в области воздушного права иск такого рода был первым. 118 истцов заявили свои требования на сумму более 36 миллиардов рублей, интересы родственников представлял известный американский адвокат, специализирующийся по представлению интересов жертв авиакатастроф, – Стивен Маркс, и российский адвокат Анатолий Кучерена. Это был сложный и достаточно долгий процесс, пришлось встретиться с «нападками» американского адвоката в свою сторону. Адвокаты истцов использовали разные психологические приемы: приходили на судебные заседания с десятками чемоданов процессуальных документов и доказательств, по совету своих защитников обращались в правоохранительные органы с различными заявлениями в отношении нас, как представителей ответчиков.
В результате рассмотрения данного иска, основная часть требований была урегулирована путем заключения мировых соглашений непосредственно с истцами в связи с отзывом ими полномочий своих представителей, в то время как остальные требования были удовлетворены судом в разумных пределах с учетом российской судебной практики.
— Давайте отвлечемся от работы. Чем вы занимаетесь в нерабочее время? Расскажите о ваших увлечениях и хобби.
— Я очень люблю путешествовать, открывать для себя новые места. В последнее время мои путешествия — это тематические путешествия: йога-ретриты, фитнес, яхтинг и, конечно, акварельные пленэры. Любовь к акварели мне подарила художница из Владивостока — Марина Трушникова, и за это ей огромное спасибо. Акварель — очень капризна, но в этом и вся радость, когда тебе удается обойти эти капризы и создать свою картину. В то время, когда ты «акварелишь», у тебя работает правое полушарие мозга, и ты можешь расслабиться и быть один на один со цветом, формой, светом, и в это время существует только ты и акварель.
— Очень интересно про ретриты. Вы специально путешествуете ради уединения и сосредоточения? Какие путешествия были самыми необычными?
— Это немного другой формат ретритов, без полного уединения, скорее, йога- туры. Очень люблю «Эко Кэмп», который работает каждое лето на базе в б. Витязь. Во время таких туров мы с единомышленниками занимаемся йогой два раза в день, катаемся на сапах, ходим в километровые походы, а вечерами наша прекрасная йогиня и наставник Нина Бабина проводит сессии саундхилинга (поющие чаши). Такая практика позволяет зарядиться энергией природы, настроиться на хорошую волну, и еще больше любить окружающий мир безусловной любовью.
— Анжела Геннадьевна, спасибо за интервью! Успехов вам!